spravkapc.ru

Создание резервных копий данных — теория и критерии

Первое, с чего, собственно, я хотел бы начать — это создание резервных копий данных. Это основа основ, ибо так или иначе, операционная система у Вас уже установлена, некоторые программы тоже… Да и, в общем-то, даже если компьютер вполне себе хорошо настроен, то, как ни крути, прежде чем двигаться по тексту дальше — важно научиться ценить и беречь информацию, ибо она есть основа основ компьютерных технологий, не зависимо от того, для чего Вы собственный ПК используете.

Создание резервных копий данных


В рамках этого сайта мы научимся делать бекапы (резервные копии) двумя способами. Первый — средствами системы. Второй — средствами сторонних программ. Условно говоря, будет и третий, — это создание образов разделов из программы-оболочки (хотя на самом деле это можно отнести во второй пункт и я вынес его в отдельный лишь по причине некоторого отличия — работа с образами разделов, при правильном подходе, делается не из самой системы, а с внешнего носителя).
Но прежде всего нам с Вами нужно определится с тремя вещами: критериями ценности информации (и в соответствии с оными, научится грамотно выбирать правильный софт (программы)), частотой создания копий, а так же место, где их (бекапы) стоит хранить.
Здесь и далее, я сразу предупреждаю, что рассматриваю создание резервных копий для человека, у которого компьютер определенным образом связан с работой и имеет на себе ключевую и важную информацию для его профессионального функционирования. Речь не идет о коммерческих структурах, т.е. фирмах или госучреждениях, сетях и тому подобном — принципы и концепции там несколько иные.

Критерии важности информации
Я определенно согласен с тем, что каждый определяет ценность данных для себя сам, но все таки есть некие общие пересечения на основе общепринятой статистики и практики, да и своим личным мнением мне поделиться стоит, ибо для сего и написана эта статья.
Давайте по пунктам:

  1. Ключевое. Доступы и критичная информация.
    Сюда входят в основном данные малого размера, но безгранично важные. Это пароли, ключи (веб-моней или банк-клиента например), лицензии, профили и всѐ, что связано с аккаунтами важными для Вас, а так же электронными деньгами, почтой (к сожалению, тут речь не идет о локальном содержимом почтовой программы) и всем таким прочим. В общем то, без чего Ваша жизнь, заработок, контакты, деньги и прочее, не смогут нормально функционировать и существовать некоторое время или в общем и целом вообще.
  2. Жизненно важный софт и всѐ, что с ним связано.
    В моем случае — это всѐ, что связано с доступом в интернет и сопутствующими нюансами, т.е., например, это браузер Firefox с его профилями (его я не трогал уже лет пять и там собраны все закладки и настройки, что меня устраивают, причем я не помню когда я это всѐ терял), а так же то, без чего я не представляю свою систему в принципе. Этого софта немного, но он есть. Здесь, само
    собой, у каждого своѐ. Когда-то здесь был особо большой список, но он сокращается по мере развития интернета, благо офис уже давно ушел в работу через браузер (облачные системы), равно как и большая часть моих рабочих приложений развернута на стороне сервера.
  3. Система и еѐ данные. Восстановление работы.
    Собственно, информация, необходимая для быстрого восстановления работы системы. Как правило, сюда относится слепок (образ) системы или части еѐ данных, способствующие восстановлению.
  4. Личная информация. Мультимедия и иже с ней.
    Как показывает практика, таки сюда (точнее не совсем сюда, обычно люди ставят это чуть ли не на первое место) помещают чаще всего всѐ мультимедийное, что, как правило, в первую очередь, является фотографиями. Далее идет музыка, фильмы и прочее (т.е то, что проще перескачать, чем хранить), тем более, что фотографии обычно нельзя воспроизвести (знаю по себе, ибо я фотограф).
  5. Прочее-разное.
    Всѐ остальное, хотя я не уверен, что нужно создавать резервные копии такие данных. Теперь перейдем к следующему пункту.
    Место хранения резервных копий
    Чаще всего многие привыкли хранить данных на внешних носителях. Я не совсем согласен с этим, посему моя градация по важности мест хранения такая:
  6. Внешний сервер или сервис.
    Критичные данные небольшого объема (да и иногда большого тоже) есть смысл хранить на внешних ресурсах, будь то Ваши сервера или созданные кем- то сервисы. Чем это хорошо? Как минимум тем, что доступ к резервной копии будет у Вас из любой точки планеты и в любом месте, — нужен лишь интернет. Это, собственно, во-первых. Во-вторых, надежность серверов и дата-центров всегда существенно выше, нежели локальная машина или штучный носитель информации. В-третьих, при хорошем пароле и нормальной степени защиты сервера, пропадает необходимость шифрования данных сложными алгоритмами.
  7. Компьютеры-дублеры или файло-решения.
    Собственно, при больших объемах данных удобно делать резервные копии на отдельный компьютер, если есть таковая возможность. Как правило, все чаще и больше в доме обитает ноутбук +стационарный компьютер, посему информацию можно продублировать на вторую машину. Удобно это тем, что даже при полном выходе из строя одной из систем целиком — доступ к данным сохранится в абсолютно рабочем состоянии, за исключением некоторых нюансов. Под файло- решениями я понимаю внешний носитель.
  8. Внешние жесткие диски и рейды.
    В первую очередь про внешние жесткие диски. Не люблю их потому, что можно легко потерять/поломать и прочее, да и из строя они выходят вполне бодро. С другой стороны, при использовании диска только под резервное копирование — вполне.
    Я настоятельно рекомендую избегать держать критические данные на флешках и картах памяти, так как принцип работы с информацией у них отличается от работы дисков и в случае поломки подобного носителя шансы восстановить утерянное существенно снижаются.
Читайте также:
untitled3untitlededituntitled4folder-openhomepenciluntitled2star